В поисках капитана Гранта

Конечно, покупка фотокамеры – всего лишь первый шаг к тому, чтобы удивить родных и друзей своими фотографическими шедеврами. Толстые книги и и статьи в журналах, содержащие практические советы, разумеется, полезны, но в конце концов вам все-таки придется взять камеру в руки и начать нажимать кнопки. И окажется, что на практике все намного сложнее, чем это казалось на бумаге. Но есть одно непреложное правило - без практики вы никогда не повысите уровень вашего фото-мастерства. И чем больше времени вы проводите со своей фотокамерой, тем больше опыта вы набираетесь. А чем больше практики, тем выше качество ваших фотографий.

В жизни любого фотографа случается момент, когда он остро осознает необходимость показать кому-то свои работы, получить советы, выслушать критику, поделиться сомнениями... И самое сложное - это найти тех, кто посмотрит, посоветует, поругает и выслушает... И сделает это не из жалости, не по служебной необходимости и не в силу личной симпатии - сделает это потому что он сам такой же: снимает, показывает, сомневается и ищет...

Иногда, самый простой шаг, для того чтобы найти такие родственные души - это принять участие в фото-турах или специализированных курсах (мастер-классах), которые многие профессиональные фотографы предлагают всем желающим. Чтобы на практике вы могли разобраться со всем, что кажется таким простым в теории. Ну и,конечно, чтобы на вас посмотрели, посоветовали, поругали и выслушали...

Паша снимает сплит

Мы живем в удивительное время. Фотограф дней сегодняшних – человек везучий: недолгий поход в ближайший книжный магазин, и он уже обладатель нескольких книг и журналов, посвященных цифровой фотографии. А результатом вечернего "серфинга" интернета станет огромный список веб-сайтов на ту же тему. Огромная разница по сравнению с теми временами, когда книги по фотографии были столь же редки, как фильмы с Брюсом Ли, а обучаться чему-то можно было лишь самостоятельно, проводя каждый вечер в попытках догадаться почему же большая часть снятых слайдов или пленок оказывается в мусорной корзине, а не в альбоме. Цифровая фотография и интернет кардинально изменили ситуацию.

Но по-прежнему, практику съемки не заменить ничем. Правда, сегодня есть способы, которые ускорят ваше обучение и заодно помогут пореже отправлять в мусорную корзину (теперь уже корзину на рабочем столе вашего компьютера) передержанные или испорченные отсутствием резкости снимки.

Фототуры вместе с профессионалом

Фото-туры или семинары, которые организуют фотографы профессионалы имеют несколько преимуществ. Обычно на таких мероприятиях предусмотрено многое, чтобы облегчить процесс изучения фотографии. Обычно в стоимость входит осветительное оборудование и аренда студии, работа моделей, разрешения для съемок в запретных зонах и многое другое. Во время фото-тура также проводятся занятия по основам и технике фотографии. Прибавьте сюда известного профессионала фотографа, который является руководителем тура и обучает премудростям модельной, свадебной, пейзажной или любой другой фотографии, и вы получите лучшую в мире "школу молодого бойца" для изучения техники и приемов выбранного вами фотографического жанра. К профессионалу, стоящему во главе вашего мастер-класса, гораздо легче обратиться во время съемки, чем на любом лекционном семинаре или даже по е-мэйлу. Благодаря тому, что ему некуда деваться, вы сможете задать ему бесконечное количество вопросов, а также получите возможность наблюдать за его техническими приемами.

Другое значительное преимущество фото-туров - это подбор лучших мест для занятия выбранным жанром фотографии. Подобное обстоятельство особенно важно для начинающих фотографов, им необходимы наилучшая природная среда и наиболее фотогеничные объекты – ведь они стремятся сделать самые лучшие фотографии из возможных. Подбор точек съемки на таких занятиях всегда ориентирован на фотографов. Кроме этого, и фотографа-профессионала, и участников фото-тура объединяет одна и та же страсть к фотографии, и естественно, разговоры после съемок зачастую касаются камер, объективов, фильтров, предпочтений в технических приемах и объектах фотографирования. Все участники делятся своими впечатлениями, обсуждают, кто и что сумел снять и как это лучше было фотографировать. А из общих разговоров всегда можно почерпнуть немало информации о других интересных местах нашей планеты, наиболее подходящих для фотографии, - эти сведения вам обязательно пригодятся, когда вы станете планировать свой очередной отпуск с фотоаппаратом.

Так что проведите неделю в фото-туре, где вас окружают одни фотографы, и вы волей-неволей научитесь снимать хорошие фотографии. Если, конечно, вы не предпочтете радостям фотографии общение с туземками или изучение местной флоры в контексте качественного дымообразования.

Тур или семинар?

Если вы все-таки решитесь отправиться в поездку для обучения фотографии, то сначала определитесь, что вы хотите получить от этой поездки. Что вам подойдет лучше: фото-тур или семинар? Хотя и в том, и в другом случае поездкой обычно руководит признанный профессиональный фотограф, важно уяснить имеющиеся отличия. Во время фото-семинара профессионал обучает, а сам снимает мало или совсем не снимает. Этот вид поездки довольно четко структурирован, преследует специфические цели, имеет расписанные по часам лекции и маршрут для съемок. Для семинара также характерен ежедневный критический разбор отснятых кадров. Профессионал-фотограф должен посвящать большую часть своего времени ученикам и делать все, чтобы результаты их съемок становились все лучше и лучше. Он может также и сам снимать, но основная его обязанность заключается в том, чтобы эту неделю проводить занятия по фотографии.

В фото-турах (я называю их фотосафари) фотограф-профессионал возглавляет поездку, и к нему, как к кладезю информации, в любое время обращаются остальные участники, в то время как он (или она) активно фотографирует, однако регулярного расписания занятий, как на семинаре, нет (хотя, лекции и возможны). Для фото-тура характерен меньший формализм в преподавании. Обычно профессионал не читает плановые лекции и не руководит обучающимися во время съемок и, вероятно, не станет подвергать критике отснятые кадры, если его об этом не попросят. Но некоторые фото-туры все-таки включают в себя ежедневный критический разбор отснятых кадров (это очень важная составляющая часть любой поездки и я рекомендую обратить вам на это особое внимание). Во время тура постигать приемы фотографии надо будет постепенно, просто наблюдая за работой известного фотографа и внимательно прислушиваясь к его ответам на вопросы о фотографии, которые естественным образом возникают на протяжении всего фотосафари. Однако формат тура предполагает, скорее, отношения на равных, а не роли "наставника" и "ученика".

Но в любом случае, есть лишь всего два человека, которые могут или сделать такую поездку успешной, или безнадежно испортить все впечатление от нее: фотограф-профессионал и вы сами.

Поэтому прежде чем записываться на тур или семинар, задайте себе несколько простых, но очень важных вопросов:

Подходите ли вы по характеру для группового тура?

Некоторым фотографам нравится дух товарищества, творческая атмосфера и возникающие в ходе фотосафари разговоры о выборе диафрагмы или работе автофокуса. Некоторым – нет. Будьте честны перед самим собой. Как давно вы с удовольствием сидели несколько часов в одном помещении с десятком незнакомых людей и получали от этого удовольствие?

Что вы ждете от поездки? Каковы ваши цели?

Не надейтесь снять гламурную фотографию, когда ваши товарищи с телеобъективами будут охотиться на львов и леопардов. У каждой поездки должен быть точный фокус и вы должны понимать каким видом фотографии вы будете там заниматься. Если вам ответят, что "любым" (или "каким захотите") - я бы настоятельно рекомендовал вам поискать более подходящую компанию. Нет ничего более бесполезного, чем занятие фотографией без целей и ориентиров.

Не окажется ли сложным для вас заранее описанный маршрут? Сможете ли вы приспособиться к внезапным изменениям погоды или иным организационным трудностям?

Будьте честны перед собой – насколько терпеливо вы готовы сносить возможный в данной поездке дискомфорт. Готовы ли вы оставить свой дом и родных (или бизнес) на такой срок? Готовы ли вы переносить холод, морскую болезнь, "горнячку" или отсутствие привычной пищи? А это могут оказаться совсем не праздные вопросы - в Китае вы будете вынуждены питаться в соответствии с традициями этой страны, в Тибете вам придется подняться на довольно непривычную для вашего организма высоту, а для визита в Антарктиду придется выдержать как минимум двое суток неслабой качки. Так что лучше выяснить все трудности связанные с предполагаемым маршрутом. И узнав все - тщательно взвесьте все "за" и "против". Может лучше начать с чего-нибудь простого? Например, с Венеции, где самым страшным приключением будет переедание в ресторане или стая голубей пролетевшая (и не только) над вашей головой.

Ну и рожа у тебя, Шарапов!

Если определиться со своими намерениями достаточно несложно (все зависит от того, насколько вы будете с собой откровенны), то выяснить то, какую роль в предстоящем фото-туре будет играть фотограф-профессионал гораздо сложнее. Тем не менее стоит отбросить внутреннюю робость и задать ему несколько прямых и нелицеприятных вопросов:

Могу я взглянуть на какие-нибудь ваши работы?

Это самый главный вопрос. Кадры, показанные вам фотографом-профессионалом, должны вам в первую очередь нравиться. Они должны вызывать у вас желание самому снять такие же. Они должны быть разнообразными и надлежаще проэкспонированными. Обязаны демонстрировать знание приемов съемки выбранного жанра, а также значительный опыт в фотографии. Работы любого признанного фотографа-профи, по всей вероятности, будут высокого качества. Но если среди показанных фотографий вам ничего не приглянулось - бегите от этого фототура куда глаза глядят. Вы догадываетесь, чему вас там смогут научить? Правильно - снимать точно такие же фотографии.

Вы будете помогать мне снимать?

На самых первых этапах обучения фотографии, лучше всего, чтобы фотограф-профессионал находился рядом с вами, без камеры в руках, чтобы во время съемки его внимание было обращено только на вас, и он бы следил за тем, как вы постигаете такие основы, как выбор ракурса и точки съемки, установка экспозиции и выбор интересных объектов съемки. На следующих этапах просто понаблюдайте за тем, как снимает сам профессионал. Один из лучших способов чему-то научиться – наблюдать за тем, как работает мастер, как он использует различные возможности для создания своих шедевров. Постарайтесь копировать его приемы. Весь отснятый материал после каждой фотосессии надо обязательно разбирать на предмет ошибок и удачных кадров. И, конечно, делать из этого выводы.

Если этот тур - семинар, попросите копию расписания лекций и заданий для фотографической практики

После регистрации на семинаре (что, обычно, предполагает некую предоплату) вы должны получить подробный документ с описанием курса занятий, а также материалы или учебники по фотографии – чтобы вы могли начать изучение предмета еще до того, как прибудете на место назначения. Обратите внимание на ключевое слово "после регистрации" - вряд ли кто-то предоставит вам учебные материалы лишь под ваши горячие заверения принять участие в семинаре. Хотя, попробовать можно.

Попытка - нэ пытка, да?

Если это фотосафари, какой у фотографа-профи имеется опыт подобных поездок и преподавания?

Обязательно получите представление о том, насколько много путешествовал ваш руководитель фото-практики, и о том, как он или она работает с людьми. Обсудите специфические области фотографии, в каких вам хотелось бы поработать во время тура. Почитайте отчеты о предыдущих поездках и отзывы участников (если таковые найдутся). Попросите посмотреть работы участников предыдущих фотосафари - это может быть очень показательно. Не факт, но, скорей всего, вы научитесь чему-то подобному...

Почем яблочки, бабушка?

Если ваш дедушка не Рокфеллер и вашу дочку зовут не Алсу, то готов биться об заклад, что цена для вас имеет значение.

Курсы по обучению фотографии и фото-туры логически должны стоить больше, чем простое путешествие. Если вы едете в фотосафари, то получаете не просто возможность поснимать в хорошей компании, а усилить и развить свои фотографические навыки. У вас будет возможность из первых рук получить неоценимый практический опыт и ответы на вопросы, которые периодически терзают вас бессонными ночами. Чтобы понять, сколько будет стоить ваше обучение, выясните цены на обычные поездки по схожему маршруту и сравните их со стоимостью тура с профессионалом-фотографом. И затем сами решайте, стоит ли оно того. Только при оценке, всегда учитывайте то, что во время этой поездки вы можете получить намного больше, чем просто новые знания. Если вам повезет и вы попадете в хороший тур, то обратно вы вернетесь не только с замечательными фотографиями - обратно вы вернетесь с друзьями.

Еще весьма полезно будет узнать о том, входит ли в стоимость тура прокат дополнительно оборудования (например, осветительного)? Сколько включено лекций и сколько будет сессий на природе? Будет ли выдан по окончании курсов сертификат или диплом какого-либо учебного заведения? И, хотя, последнее я считаю абсолютной бессмыслицей, но может быть кому-то диплом в рамочке на стене будет греть душу больше, чем хорошие кадры, снятые за время фотосафари.

Еще очень важно знать максимальное количество участников фото-тура. Слишком большое количество участников не позволит фотографу-профи полноценно общаться с каждым желающим получить сокровенное знание. Обычно 6-8 человек на одного профессионала более, чем достаточно. Если группа больше, то желательно, чтобы ведущий фотограф был не один. И, хотя, ограничение численности группы может повысить стоимость обучения - на эти траты стоит пойти, особенно если вы, например, собираетесь заниматься модельной съемкой. Тогда, чем меньше фотографов участвует в фотосессии, тем лучше. Ну и, конечно, стоит обстоятельно разобраться с тем, что еще включено в стоимость семинара или фотосафари – авиабилет до места начала поездки, размещение, питание и т.п.? Но даже имея подробное описание всех затрат будьте готовы к дополнительным тратам - жизнь полна неожиданностей.

Вопросов много не бывает - бывает мало ответов

Есть еще несколько практических советов, которые вам пригодятся не только при подготовке к фотосафари, но для любого другого путешествия чуть дальше ближайшей булочной.

Очень важный вопрос - это насколько идеальны указанные сроки для фотографирования в данном районе? В определенные периоды времени ваши шансы сфотографировать какие-нибудь особенно интересные объекты гораздо выше, чем в другое время года. Например, осенью велика вероятность застать хорошую погоду для съемок щелевых каньонов в Америке, а летом вы можете не попасть туда из-за частых гроз и дождей.

Полный гламур. Мастер класс на Крите

Есть еще несколько практических советов, которые вам пригодятся не только при подготовке к фотосафари, но для любого другого путешествия чуть дальше ближайшей булочной. Очень важный вопрос - насколько идеальны указанные сроки поездки для фотографирования в данном районе? В определенные периоды времени ваши шансы сфотографировать какие-нибудь особенно интересные объекты гораздо выше, чем в другое время года. Например, осенью велика вероятность застать хорошую погоду для съемок щелевых каньонов в Америке, а летом вы можете не попасть туда из-за частых гроз и дождей. Выясните, какое оборудование вам необходимо взять с собой и что будет вам предоставлено во время фотосафари. Также обязательно возьмите с собой руководства и инструкции к вашей аппаратуре (камере и другим аксессуарам). Даже технически подкованному профессионалу-фотографу не обойтись без помощи, чтобы помочь фотографам, которые выдвинутся на съемки вооруженные новейшей фотоаппаратурой. Помните, что цифровая фотография невозможна без зарядки аккумуляторов. Поэтому обязательно выясните какое напряжение (110 или 220 вольт) будет в стране проведения фотосафари? Понадобятся ли вам адаптеры-переходники для подключения к сети?

Наконец, когда вы путешествуете в группе, важно соблюдать определенные правила поведения во время фотосафари. Если ваш сосед нашел великолепный угол для съемки, обойдите его стороной и дайте возможность завершить свой кадр. Есть одно нерушимое правило: если фотограф выбрал себе точку съемку, то ему никто не должен мешать, он на ней хозяин, пока добровольно ее не оставит. Вторгнуться в кадр другого фотографа считается крайне дурным тоном. Более дурным, чем белые носки под черными брюками. А по завершении съемки вежливый фотограф всегда привлечет к обнаруженной им интересной сцене внимание своего товарища, который окажется рядом. Щедрость в этом отношении обычно вознаграждается сторицей, если и не взаимными возможностями для фотографирования, то по-меньшей мере хорошей кармой. А что может быть важнее кармы?

Ну и последнее, хотя не менее важное - запаситесь изрядной долей терпения и не забывайте, что даже проведенный за обучением фотографии отпуск все-таки должен быть не тяжелой работой, а веселыми каникулами.

Отправляясь в фото-тур мы все ожидаем чего-то особенного: необыкновенных закатов, удивительных панорам, неповторимых встреч с животными и еще чего-то такого... неожиданного. Может быть собственного творческого роста? Может быть удивительных кадров, снятых во время поездки? И меньше всего мы ожидаем того, что это путешествие принесет в нашу жизнь новых друзей. Но именно это и произойдет, если вы воспользуетесь моими советами и подберете себе компанию по интересам и возможностям. Я убежден, что фото-туры и мастер-классы являются самым эффективным методом обучения, поскольку полны практики и живого общения. Но кроме фотографии вас там ожидают удивительные приключения и встречи, которые вполне могут изменить всю вашу жизнь. Разве это не повод, чтобы отправиться на поиски неизвестного, имея на руках лишь неточные координаты и желание чему-то научиться? Хотя, какой-нибудь Паганель в качестве спутника вам совсем не помешает...

Copyright © 2007-2010. Дмитрий Рудаков